Будущее IT-сферы – за образованием

IT-образование стало главной темой завершившегося визита основателя белорусского ПВТ и консультанта MUIC Валерия Цепкало в Ташкент. Международный опыт, применимый в Узбекистане, обсуждался на встречах в Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций, представительстве ПРООН, ТУИТ, Университете Инха и инновационном центре.

 

По мнению белорусского эксперта, наибольшую пользу отечественной IT-индустрии принесут лаборатории при вузах, созданные при непосредственном участии местных и зарубежных компаний. Лучшее доказательство тому – успехи США, Израиля, Беларуси и Южной Кореи, которые в свое время поставили на человеческий капитал, а теперь занимают лидирующие позиции в мире.

 

США и Стэнфордский университет

 

К примеру, Стэнфордский университет (США), отличавшийся своим подходом к организации учебного процесса, одним из первых начал сдавать землю технологическим предприятиям. Они строили здесь лаборатории и при поддержке профессорско-преподавательского состава привлекали к научно-исследовательской деятельности студентов. Это подняло статус вуза на небывалую высоту, поскольку из его стен стали выходить не только теоретики, но и практики – разрыв между академическими знаниями и реальными потребностями отрасли был преодолен. К тому же многие ребята основывали свои фирмы рядом с университетом. Так появилась Кремниевая долина - огромное сообщество IT-компаний, названия которых известны сегодня по всему миру: Hewlett-Packard, Electronic Arts, Nvidia, Yahoo! и Google. В научном центре на территории кампуса даже располагается одна из исследовательских лабораторий NASA.

 

Израиль и образовательный центр Джона Брайса

 

Стэнфордской моделью в 1990-м году воспользовался американец еврейского происхождения Джон Брайс — один из тех, чьими усилиями Израиль из преимущественно сельскохозяйственной страны стал региональным IT-лидером. Он создал центр, в котором техническим специальностям обучали эмигрантов из бывшего СССР, а также привлек в страну несколько американских компаний: Motorola, Hewlett-Packard и другие, которые построили там центры разработок. Через год был запущен государственный проект поддержки малого и среднего бизнеса в сфере IT. В его рамках созданы 24 технологических инкубатора, обеспечивших большинству ученых финансирование на ранней стадии исследований и разработок. Целью было не только создавать технологии, но и оценивать их бизнес-перспективы. Ведь в условиях узкого внутреннего рынка израильские предприниматели должны были с самого начала мыслить глобально, с «мировым прицелом». Готовые проекты по реализации инновационных технологий стали выгодной сферой для инвестиций. Cisco приобрела более 10 израильских компаний, а в 2004 году Cisco открыла здесь первый центр исследований и разработок (R&D) вне США. В 2015 году создали или расширили свои R&D-центры в Израиле Lenovo, 3M, Bosch, Magic Leap, AVG, Fraunhofer SIT, Origami Logic, AxiomSL, PayPal и другие. Существенно увеличили свой штат Apple, Facebook, IBM, EMC, Amazon, eBay, PayPal, SanDisk. Примечательно, что если раньше значительная часть таких центров создавалась с нуля, то сегодня они все чаще формируются на базе поглощенных израильских стартапов.

 

Белоруссия и Парк Высоких Технологий

 

Успешный международный опыт был применен при создании в Беларуси Парка высоких технологий.

- Первое, что мы сделали – внедрили Стэнфордскую модель, открыв 85 лабораторий при вузах, - говорит основатель ПВТ Валерий Цепкало. – Теперь, помимо обязательных университетских курсов, студенты могут посещать факультативы, которые ведут приглашенные преподаватели из числа сотрудников компаний-резидентов. По модели Брайса был создан

образовательный центр ПВТ, и она оказалась очень эффективной. Обучение в нем платное, но у Парка существует договоренность с ведущими компаниями отрасли: если студент после окончания курсов успешно сдает внутренние тесты разработчика и устраивается к нему на работу, то наниматель сразу компенсирует ему полную стоимость обучения. Если тесты проваливает — компенсацию не получает.

     

Узбекистан и MUIC

 

Люди – основной ресурс и конкурентное преимущество Узбекистана. 60% от общего населения республики составляет молодежь. В 31 учебном заведении страны ежегодно обучается свыше 16 тысяч студентов. Но, как показывает мировая практика, рассчитывать на насыщение рынка квалифицированными кадрами только за счет вузов неверно - технологии развиваются быстрее, чем успевают обновляться учебные программы. Только грамотный подход при создании экосистемы, основанной на взаимодействии индустрии и системы образования, обеспечит максимальную концентрацию IT-специалистов на квадратный метр, которые, в свою очередь, станут движущей силой отрасли.

Разработкой этого подхода занимается инновационный центр при содействии белорусского IT-эксперта. Валерий Цепкало и представители MUIC посетили ТУИТ, университет Инха, где обсудили наиболее актуальные вопросы, касающиеся образовательной сферы. В частности, создание лабораторий при непосредственном участии инвесторов из числа резидентов инновационного центра и международных компаний, заинтересованных в подготовке кадров, переход к современным системам оценки знаний студентов, благодаря чему учебные заведения республики смогли бы участвовать в международных рейтингах вузов, стимулирование молодежи к изучению IT посредством стипендий, грантов и т.д. Темой отдельного разговора стало создание сети коворкинг-центров в регионах. Именно они, по мнению Цепкало, станут определяющим фактором в развитии отрасли за счет консолидации специалистов.

 

*Пятидневный визит известного в сфере IT белорусского эксперта и консультанта MUIC Валерия Цепкало состоялся при поддержке проекта ПРООН «Содействие в развитии эффективного государственного управления и цифровой трансформации».

  • Добавлено: 23.02.2018
  • Просмотров: 1608